Духовность и культура

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Духовность и культура

Сообщение автор Мамонт в Ср Мар 13, 2013 10:58 pm

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
На протяжении столетий письмо и каллиграфия на Руси были неразрывно связаны с духовным и культурным становлением наших предков, помогали укреплять национальное самосознание, свидетельствовали о духовном делании. Изучая древнерусское письмо, мы не только обращаемся к нашим культурным истокам, но и постигаем заключенное в нем идеальные представления о гармонии мира. В Учебных Азбуковниках по каллиграфии XIII-XVII веков было показано многообразие вариантов написания букв, в которых отражалась сложность мироустроения, чего не скажешь о современных письменных пособиях для детей.
Подобно тому, как в каждой клетке нашего организма содержится программа его развития, так и в каждой Букве в свернутом виде заключена информационная программа, которая тесно связана с нашим языком, письменностью, культурой и духовными традициями народа. По словам архитектора И. П. Шмелева, традиция - это храм Памяти, из которой черпается энергия вдохновения, созидания и развития… И пока народ чтит и хранит свои традиции, он способен вынести все испытания, претерпеть все невзгоды.

Древнерусское письмо и каллиграфия чутко реагировали на различные изменения в жизни - политические, экономические, культурные и религиозные. Они испытывали влияние и Запада и Востока, но в то же время сохраняли и развивали свою самобытность и своеобразие. Несмотря на общеславянский дух, на Руси было немало каллиграфических школ, а крупные монастыри имели скриптории, где в богоугодном письменном делании оттачивали свое мастерство многие монахи. Вспомним школу Киево-Печерской Лавры и в ее лице Нестора-летописца, Сергия Радонежского и школу новгородского архиепископа Макария, школу Иоанна Грозного и Троице-Сергиевской Лавры, Запорожскую и Киево-Могилянскую школу.

Дух народа заключен в Слове и Букве, поэтому во времена невзгод и опасностей в первую очередь спасали и прятали самое ценное - рукописи и книги. До сих пор не найдены библиотеки Ярослава Мудрого, Иоанна Грозного. За всю историю Руси большинство бесценных памятников древнерусской письменности было уничтожено, а само письмо, как ни в одной другой стране, подвергалось реформам и нововведениям. Переход от письма тростью в написании Устава к письму птичьим пером в написании Полуустава и Скорописи не ухудшило графику букв, но напротив, расширило возможности мастеров, обогатило письменную культуру. В то же время, отказ от металлического пера и введение в 1968 году шариковой ручки разрушило не только остатки традиций и порушенную после 1917 года культуру письма, но и привело современное общество к тотальной дисграфии. В начале 70-х годов прошлого века известный эстонский мастер и педагог Пауль Лухтейн предупреждал, что эта шариковая ручка принесет большие беды культуре всего общества. Сегодня в школах дети пишут, как попало, ручки держат как угодно, в результате чего подрастающее поколение стало косноязычным не только в речи, но и в письме. И в Букве, и в письме изначально была заложена великая воспитательная сила, а приемы письма оттачивались столетиями.

На Востоке каллиграфию по значимости ставили в один ряд с боевыми искусствами как метод укрепления духа и путь совершенствования.

Еще в I веке до Р.Х. в Китае рекомендовали использовать каллиграфию в качестве подготовительного этапа обучения для дальнейших занятий искусством, ремеслом, науками. Сегодня немало современных политических деятелей и бизнесменов Востока и Запада занимаются каллиграфией и не только потому, что это престижно, но и очень полезно. Попробуйте регулярно уделять 20-30 минут упражнениям по каллиграфии, и вы сможете лично убедиться, что время зря они не тратят.

Физиологи и методисты XIX века отмечали, что каллиграфия и письмо дают твердую опору органам чувств, развивают и укрепляют волевой импульс. Считали, что «каллиграфия - это лекарство и гимнастика для ума и души человека».

С помощью каллиграфии воспитывается чувство линии, пластики, формы, фактуры, пространства, пробуждается ритм. Каллиграфия помогает пониманию природы интонации в нюансах. Занятия каллиграфией требует немало внутренних усилий, но плоды их бесценны для воспитания таких качеств, о которых многие педагоги уже позабыли: прилежание, аккуратность, терпение, внимание, сдержанность. Благодаря регулярным занятиям с помощью каллиграфического пера и кисти преодолевается леность души, активируется наблюдательность, умение сосредоточиться и последовательно логически мыслить, что в свою очередь помогает развитию творческого мышления и воображения.

А ведь именно этих качеств так не хватает сегодня ученикам и студентам. По мнению доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, шариковая ручка закрепощает не только мышцы рук учащегося, но затормаживает и сковывает мышления, угнетает процесс творчества. Не удивительно, что год от года уровень подготовки абитуриентов снижается и все труднее найти тех, кто способен к созидательному и творческому труду.

Известен следующий факт: многолетние исследования и поиски методик для подготовки специалистов в области высоких технологий показали, что наиболее эффективным для этого является каллиграфия, развивающая широкий спектр психофизических свойств учащихся.

В период школьного обучения каллиграфия, прямо или косвенно, взаимодействует с другими дисциплинами. Это способствует выстраиванию устойчивых межпредметных связей. Учитель каллиграфии влияет на ученика, как садовник на молодой саженец, окультуривая и формируя крону его свойств. Благодаря навыкам красивого письма в учащихся развивается ответственность за свой поступок. Таким образом, письмо пробуждает в человеке нравственное начало.

После 1917 года система чистописания перешла в руки чиновников, которые, уподобляясь нерадивым и недальновидным земледельцам, заселяют нашу образовательную почву чужеродными «гибридами», игнорируя свято отеческие традиции. Как следствие - потеря исторической и духовной опоры, непонимание истинного смысла и значения каллиграфии для формирования и раскрытия личности. В погоне за скоростью написания, упрощением графики букв, исчезла индивидуальность почерка, его красота, а с ними - и тонкая дифференциация личности ученика. Главное не только в том, чтобы красиво писать, но с помощью этого процесса научиться преодолевать себя. Для ускорения письма необходимо совершенствовать и внедрять стенографию и тем самым разъединить красоту и быстроту письма, как две дисциплины. Как от доброго слова умягчается и просветляется душа, так и от красивой буквы она наполняется радостью, гармонией.

Если в Слове (литературном, поэтическом) есть своя творческая лаборатория, то не менее важен такой же подход и к его написанию, т. е. к каллиграфии. Сегодня эту лабораторию пытаются подменить клавиатурой компьютера. На самом деле это чревато глубокими и непоправимыми последствиями, в частности, деформацией физического и духовного здоровья детей, что уже отмечено физиологами Европы, Японии, Китая. Во время письма присутствует акт творения Буквы, а благодаря ритмическому нейро - импульсному процессу (во время письма) развивается тонкая моторика пальцев рук, что напрямую связано с формированием у ребенка образного процесса мышления.

Буква - это внешняя одежда Слова. Как через Слово пробуждается душа человека, так и в написанной букве важно все - и мелодия линии, и мера нажима пера, и длина росчерка.

Написанная Буква - это сосуд, наполненный неким содержанием, чем чище и качественнее содержимое сосуда, тем глубже затрагиваются тончайшие струны души человека. Со дня нашего рождения и до последнего дыхания написанная Буква проходит рядом. Практически она всегда в поле нашего зрения. Как соринка в глазу, она может мешать, раздражая и причиняя неудобство своими уродливыми формами и, наоборот, воздействовать, как приятная мелодия, как молитва, наполняющая благодатью нашу душу.

Трудно представить без надписи какую-то область традиционного русского искусства. Она органически вплеталась в архитектуру, в интерьеры храмов, жилищ в виде мозаик, росписей, резьбы на камне и дереве. Надпись декором Вязи опоясывала колокола, посуду, церковную утварь и убранство, ее использовали в шитье плащаниц, ювелирных изделий, иконописи. Буквы не просто органично соединялись с объектом, они наполняли его своим смысловым содержанием и одухотворяя, радовали сердце и глаза всем своим богатством. После реформ Петра I только староверы остались верными хранителями русской письменной культуры до наших дней. Уничтожение Петром I очагов монастырской культуры завершили события 17-го года. Они не пощадили ни учебных программ, ни методических наработок преподавателей и методистов лучших учебных заведений России. Эти наработки письменной культуры сохранились только в Эстонии и Литве.

Более чем сорокалетний педагогический опыт преподавания каллиграфии Пауля Лухтена в Таллинне показал, что занятия рукописным шрифтом и каллиграфией стимулируют не только понимание графической композиции, но и являются основой декоративно - прикладного искусства, воспитания художественного вкуса. Традиционно каллиграфия, как мостик, соединяла область искусства и область науки. Сегодня пришла пора этот разрушенный мостик восстановить.

Опираясь на опыт своего учителя П. Лухтейна, мне удалось разработать методику ускоренной подготовки абитуриентов для поступления в художественные вузы. С помощью специальных упражнений у слабых студентов раскрывались внутренние скрытые резервы, что способствовало их более активному творческому обучению.

Сокращение учебных программ по шрифту и каллиграфии в средних учебных заведениях сегодня практически разрушают опыт и наработки творческих педагогов, затягивая хомут не понятно чем мотивированных Госстандартов. Чиновниками от образования игнорируется опыт профессиональных школ и специалистов Эстонии, Литвы, Белоруссии, Украины, России. Древний девиз «учим не для школы, а для жизни» сегодня можно перефразировать «учим для ЕГЭ, для Госстандарта». Ни один ВУЗ не готовит специалистов в этой области особо утонченного искусства шрифта и каллиграфии. Следовательно, при сложившейся ситуации, подготовить таких специалистов просто невозможно, т.к. это «не предусмотрено Госстандартом». Но многочисленные свидетельства и письменные отзывы тех, кто смог прикоснуться к этому утонченному источнику красоты говорят совершенно иное. Так, в одной из школ Санкт-Петербурга, где каллиграфия является базовой и корректирующей дисциплиной… Внимание, дяди в Министерстве образования! Дети называют уроки каллиграфии «домашняя радость». И действительно, истинная красоты нашей Буквы раскрывается при условии, когда мы возьмем перо и внимательно, неторопливо постараемся повторить удивительную форму древнерусской буквы и тогда письмена зазвучат в вашей душе.

Организаторы этого проекта дают уникальную возможность прикоснуться к рукописной Букве каждому и, возможно пробудится желание взять в руки перо, кисть и сотворить свою букву. Надеемся, этот проект не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых.

Чобитько П. П.
член СХ России,
преподаватель Санкт-Петербургской
художественно-промышленной академии
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1607
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 53
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Духовность и культура

Сообщение автор Мамонт в Пт Мар 15, 2013 11:31 am

Внимание к мелочам?

Каллиграфия (от греческих слов «каллос», «красиво» и «графо» «пишу») искусство весьма древнее. Мы всегда стремились сохранить о себе память и передать опыт потомкам: для этого, в общем, и было создано письмо. Славянская кириллица, арабская вязь, латинские манускрипты, китайские иероглифы, иудейские свитки ? пути развития искусства письма в разных странах. Однако трендом каллиграфия становится именно в наше время, когда новые поколения уже забыли, что такое чистописание, и привыкли печатать на клавиатуре.

Дети, которые сейчас учатся писать, не только ничего не слышали про перьевые ручки и гусиные перья, но даже обычную шариковую ручку в руках держат нечасто. Казалось бы, неважно, как ты пишешь, главное ? что и кому. Но психологи считают иначе. «Раньше писали перьями, это требовало большей сноровки, и люди были не такими поверхностными», ? считает Лариса Дрыгваль, графолог, кандидат психологических наук, специалист Школы научного графоанализа Инессы Гольдберг.

Наших бабушек и дедушек заставляли выводить каждую линию. А когда человек уделяет много внимания деталям, они становятся для него очень важны. Он больше ценит ритуалы и традиционный уклад жизни, то, как он будет выглядеть со стороны. Для нас сейчас смешно звучит вопрос «Что мне надеть к обеду?», мы не меняем столовые приборы по числу перемен блюд и вообще к формальностям относимся проще. Не считаем их чем-то жизненно важным. То, что раньше было нормой культуры, теперь исчезло или упростилось. Мы переходим на клавиатуру, а наше мышление становится более поверхностным. В итоге мы меньше держимся за традиции и ритуалы.

Перо и чернила как зеркало души

Связь между почерком, и тем, что происходит в душе человека, ? научный факт. Специалисты-графологи, изучая почерк, многое могут сказать о личности, характере и внутреннем состоянии пишущего. Все потому, что мелкая моторика пальцев непосредственно связана с мозгом. Когда ребенок учится писать, у него возникает интерес к познанию и учебе и начинается активное развитие личности. Поэтому каллиграфия может влиять на душу человека. Тренировка в чистописании ? хороший психотерапевтический инструмент, чтобы научиться управлять собой, развить терпение, внимательность к деталям, усидчивость, избавиться от рассеянности. Но тем, кто и так въедается в детали, каллиграфия вряд ли будет полезна. «Тот, кто в повседневном почерке слишком сконцентрирован на деталях, на аккуратности и каллиграфичности, не может на жизненную ситуацию вообще посмотреть более объемно», ? объяснила Лариса Дрыгваль.

Художники-каллиграфы тоже говорят о связи руки с внутренним миром человека. Искусство письма делает нас более целостными. Чтобы заниматься им, нужно полное согласие сердца, ума и руки. «В сердце рождается образ, голова думает, как его воплотить, и рука начинает писать красивые буквы», ? говорит каллиграф Юрий Ковердяев. А если эти буквы еще и произведение искусства, выполненное мастером, то перо выражает уникальную личность человека в каждой линии. «Вот это мой автограф, ? каллиграф из Белоруссии Павел Семченко показывает свою работу по мотивам стихотворений Пушкина «Болдинская осень». ? Я человек барокко и мой автограф ? барочный, скрипичный. Все, что делает человек, несет на себе отпечаток его личности». Его композиция ? сложная игра тонких линий и поворотов ? создает ощущение музыкального ритма. Не случайно каллиграфы любят говорить, что музыка и каллиграфия ? родные сестры. «Меня никто не сможет повторить, ? продолжает художник. ? Эта линия, нажим, мое состояние, так я дышал тут, а тут переключился на пластику мышц, а тут на силу нажал, развернул перо, ничего нигде не поправлял».

Что важнее: красота или гармония?

Мастера-каллиграфы считают, что в наше время каллиграфия ? это новый нетривиальный вид искусства. Здесь есть и живопись, и графика, и музыка. Но творчество ? это не только сочинение симфоний или стихов. Связать шарф и сварить суп ? тоже творческий процесс. «Творческая энергия и необходимость ее воплотить есть у всех, хотя не все сознаются в этом», ? считает Юрий Ковердяев. Но когда мы печатаем на клавиатуре, мы ничего не создаем. Мы не преобразуем творчески материальный мир вокруг нас. Отказываясь от письма, мы теряем возможность творить в нашей повседневной жизни.

«Если каллиграф сел и написал на листе слово, он обрадовал сам себя, даже если вокруг некого больше радовать, ? говорит Юрий Ковердяев и улыбается. ? Каллиграфия воспитывает доброту. Когда делаешь что-то красивое, тебе самому это приятно, хочется другим сделать приятное, и людей начинаешь любить».

С точки зрения графологов, не все должны писать красиво, каллиграфично. Нас учат с детства, что некрасивый почерк ? это плохо. Но что делать тому, у кого в почерке выражается «нестандартность» личности? Каллиграфия ? это эстетический стандарт, а эстетами должны быть не все. Корявый почерк еще не говорит о человеке, что он плохой или глупый. Графолог Лариса Дрыгваль уверена: «Надо найти такой способ письма, чтобы человек жил в гармонии с самим собой».

taday.ru

avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1607
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 53
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Духовность и культура

Сообщение автор Мамонт в Пн Мар 18, 2013 12:47 pm

Славянская письменность, истоки русского каллиграфического письма
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1607
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 53
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Духовность и культура

Сообщение автор Мамонт в Вт Апр 09, 2013 2:51 pm

Импульсно нажимной каллиграфический почерк - почерк, сообразный природе эндогенных биоритмов человека
Как это нередко бывает в науке, не продолжительные и мучительные поиски помогают найти долгожданный ответ на причину того либо иного явления, а все тот же "его величество" случай. Однажды, в купе поезда рядом со мной оказался мальчик 4-х лет из Назарово Красноярского края (Сидоров Женя), который буквально "подарил" науке открытие. Из бесед с мамой выявилось, что в возрасте 10 месяцев малыш съел несколько упаковок медицинских таблеток. Последовало 10-ти-дневное беспамятство, судорожный синдром. Врачи жизнь ребенку спасли, но психика его так и не восстановилась. В процессе беседы с мамой я записывал свои наблюдения за мальчиком. Вдруг он выхватил из моих рук ручку и быстро воспроизвел на странице моего блокнота целый ряд волнистых линий. В последующем я неоднократно возвращался к его графическому упражнению, пбка не пришла "эврика": его волнистая кривая представлена четким ритмом пластических усилий и расслаблений.
Фактически, это было почти идеальное каллиграфическое письмо! И это несмотря на почти полное отсутствие у него психики, несмотря на пользование инструментом, который крайне затрудняет воспроизведение подобных кривых (шариковая ручка).
Следовательно, ритм пластических (с постоянным нарастанием усилий и расслаблений) усилий изначально у человека заложен в подсознательную нейродинамику! Значит такой ритм — явление врожденное, а точнее видовое, генетическое. Значит — он в структуре нервно-мышечных программ. Следовательно, то каллиграфическое (утонченное пластическое) письмо, которое удавалось достичь на базе гусиного либо остроконечного металлического пера является сообразным природе эндогенных непроизвольных ритмов!
Отсюда овладение детьми утонченно-каллиграфическим письмом — по сути и есть механизм раскрепощения непроизвольных нейродинамических ритмов, раскрепощение утонченных психомоторных программ!
Данное открытие позволяет пластику произвольного усилия (движения) поставить в эпицентр раскрепощения видовых психомоторных программ, в эпицентр духовно-психического строительства человека!
Как известно, утонченная пластика произвольных усилий, подведенная под основу отображения образа мира есть искусство. С этих позиций можно утверждать: рукотворное преобразование образов мира в художественные пластические ритм звуков, цвета, линий и форм несет в себе не просто эстетическую красоту для наших органов чувств, но и технологии раскрепощения закодированных в частотно-ритмические структуры видовых психомоторных программ. В широком плане речь идет о технологиях биогенетического воспроизводства изt поколения в поколение сугубо человеческой утонченной чувствительности — готовности к синхронизирующим настройкам на гармонические, в т. ч. и рукотворные структуры внешнего мира. В конечном же счете речь идет о воспроизводстве и под держании в человеке богочеловеческого чувства прекрасного в структуре нашего сознания.
Данный теоретический вывод был подтвержден следующим исследованием. В течение годичного цикла одна группа 6-ти летних детей занималась пластическим каллиграфическим письмом с помощью чувствительного к утонченным произвольным усилиям остроконечного пера. Другая группа занималась с помощью слабо чувствительного к утонченным усилиям письма шариковой ручкой. После этого дети были обследованы на предмет особенностей их чувственно-эстетических установок (потребностей) на гармонично-пластические образы мира, - с одной стороны, на судорожно-испульсивные, - с другой.
В итоге оказалось, что 73% детей, занимавшихся в режиме
моторно-пластического художественно-каллиграфического
письма предпочитали те художественные ценности, которые основаны на гармонии и пластике. Такие дети тянулись к мелодичной задушевной музыке, к пластическим формам и утонченным узорам и т. д. Эти дети отвергали различные проявления сюрреализма, абстракционизма, рок-музыки и т. д.
Совершенно обратная тенденция выявлялась среди детей, занимавшихся моторно-закрепощенным письмом шариковой ручкой.
Полученные данные позволяют подвести "биогенетическую логику" - логику закрепощенных нейродинамических ритмов под возникшие на этапе XX столетия различные "модернистские" течения в искусстве и музыке (абстракционизм, рок-музыку и т. д.)
В широком плане речь идет об видовом, психомоторном феномене, возникшем в ответ на воспроизводство новых поколений народа в режиме все возрастающей психомоторной несвободы, в режиме закрепощения наших эндогенных нейродинамических программ.
Возникновение рок-музыки и абстракционизма - это своеобразная установка чувств (потребностей), вытекающих из всевозрастающего закрепощения эндогенных художественно--пластических психомоторных биоритмов.
Эти сведения дают основание, чтобы утверждать /следующее. Взлет высшего человеческого духа психики, интеллекта и культуры, имевших место на этапе XIX столетия, "ковался" предшествующими эпохами благодаря всей сумме народного художественного рукотворчества. И особая роль здесь принадлежала художественно-каллиграфическому письму.
Эпоха Просвещения и особенно на этапе ее технической информатизации, — это эпоха забвения и разрушения внутренней и внешней художественно- пластической среды, эпоха разрушения видовых художественных рукотворческих потенциалов с тяжелыми необратимыми последствиями на нашу духовно-психическую конституцию.
Полученный комплекс экспериментально-теоретических выводов уже по "жизненным показаниям" позволяет неотложно ставить вопрос о построении отечественной школы не на основе различных стандартов технической информатизации, а на основе раскрепощения оставшихся художественно- творческих потенциалов детей и подростков. И особое место в этом мы отводим здесь овладению грамотой на основе тонко чувствительного к произвольным усилиям остроконечного пера и художественно-пластических одухотворенно-поэтических прописей-рисунков.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1607
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 53
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Духовность и культура

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения