Образовательный потенциал Российской Империи.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Образовательный потенциал Российской Империи.

Сообщение автор Мамонт в Ср Мар 20, 2013 8:35 pm

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

В монографии предпринято системное исследование образовательного потенциала Российской Империи и структурных особенностей дореволюционной научно-технической и образовательной политики.
Предпринятый опыт междисциплинарного исследования включает изучение концепции образовательной политики, исследование истории российского образования и науки с теоретико-методологической, социологической, правовой и экономической точки зрения. Проведено структурное сопоставление системы образования Российской Империи и других ведущих стран мира. Особое внимание уделено развитию механизмов государственно-общественного управления образованием в царствование Николая II.
...
Анализируя имеющиеся статистические данные, биографические и литературные свидетельства XVIII – XIX веков следует отметить, что, несмотря на консервативно-охранительные мероприятия, предпринятые в царствование Николая I, Россия на протяжении всего императорского периода имела одну из наиболее «прогрессивных», в смысле доступности для представителей низших сословий систем образования.
В 1727 году в «цифирных школах» состояло 45% детей из духовного звания, 20% солдатских детей, 18% приказных, 4,5% посадских и только 2,5% - боярских и дворянских детей. Большинство учеников «главных училищ» при Екатерине II также были детьми купцов, мещан и солдат [Брокгауз и Эфрон 1899, XXVIIа, 382-383]. Ограничения всесословности образования при Николае I, который «ограничил прием студентов, увеличил плату своекоштных и дозволил избавлять от нее только бедных дворян» в этом отношении только приближали российскую систему к европейской.
Высказывание «западника» Герцена, совсем не склонного к преувеличенному восхвалению российских порядков, довольно точно передает эту ситуацию: «До 1848 года устройство наших университетов было чисто демократическое. Двери их были открыты всякому, кто мог выдержать экзамен и не был ни крепостным, ни крестьянином, не уволенным своей общиной» [Герцен 1956, 107]. Герцен противопоставлял «демократическое» устройство российских учебных заведений социально-эксклюзивной системе английского образования.
...
Выпускник царской гимназии обычно имел уровень знаний по гуманитарным предметам (языки, историко-филологические, философские дисциплины, право),которого не достигали выпускники соответствующих советских вузов. Гимназический уровень по освоению математики и естественнонаучных дисциплин в СССР достигался только в единичных физико-математических спецшколах. Еще более существенно, что советская школа не давала той полноты и целостности образования, которая представляла гимназия через изучение математических, историко-филологических и философско-богословских наук формировавшая основополагающие интеллектуальные и эстетические способности и целостное отношение к культуре и миру.
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1607
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 53
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Образовательный потенциал Российской Империи.

Сообщение автор Мамонт в Ср Май 22, 2013 12:08 pm

В системе высшего образования императорской России особое место занимал Императорский лицей. Это высшее учебное заведение было открыто 19 октября 1811 году недалеко от столицы в Царском Селе с целью подготовки дворянских детей для государственной службы. Инициатива создания привилегированного вуза принадлежала министру народного просвещения А. К. Разумовскому и товарищу (заместителю) министра юстиции М. М. Сперанскому.
Утвержденное императором Александром I постановление о Лицее (от 12 августа 1810 г.) уравнивало его в правах и преимуществах с российскими университетами. На учебу принимались физически здоровые мальчики а возрасте 10-12 лет после предварительных испытаний в начальных знаниях по русскому, французскому и немецкому языкам, арифметике, физике, географии и истории.
Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом.
Первый курс назывался начальным и включал в себя следующие предметы: грамматическое изучение языков (российского, латинского, французского и немецкого), науки нравственные (закон Божий, философия и основы логики), науки математические и физические (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика), науки исторические (история российская, история иностранная, география и хронология), первоначальные основания изящных письмян (избранные места из лучших писателей и правила риторики), изящные искусства и гимнастические упражнения (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Второй курс (окончательный) охватывал следующие разделы: науки нравственные, физические, математические, исторические, словесность, изящные искусства и гимнастические упражнения. В течение всего курса воспитанникам давали представление о гражданской архитектуре.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1607
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 53
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Образовательный потенциал Российской Империи.

Сообщение автор Мамонт в Ср Май 22, 2013 1:07 pm

14 января 1797 г. было издано Положение о юнкерских школах. Согласно ему в школы принимались только дворяне не моложе 12 лет (причем еще до вступительных экзаменов было необходимо до­казать свое дворянское достоинство). Им присваивалось звание ти­тулярного юнкера. Сверх канцелярского делопроизводства юнкеры должны были обучаться «наукам и искусствам, приличествующим достоинству дворянина»: российскому чистописанию, грамматике, нравоучению, катехизису, арифметике, геометрии, тригонометрии, истории, географии, логике, рисованию, немецкому языку и право-ведению. По прошествии 2 лет наиболее успешные ученики пере­водились в коллегии-юнкеры 14 класса и проходили службу соглас­но «штатным узаконениям» в высших и центральных учреждениях. По сообщению Санкт-Петербургских ведомостей юнкерская школа была открыта уже 22 февраля 1797 г. Судя по императорскому ука­зу 26 июня 1797 г. работа школы вполне удовлетворяла верховную власть. Первые ее выпускники получили назначение на службу в Сенат и коллегии.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1607
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 53
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Образовательный потенциал Российской Империи.

Сообщение автор Мамонт в Ср Май 22, 2013 1:15 pm

Императрица Мария Александровна первая жена Александра II положила начало новому периоду женского образования в России, учреждением открытых всесословных женских учебных заведений (гимназий), которые, согласно положению 1860 г., решено было открывать во всех городах, где представится возможность обеспечить их существование. При ней женские гимназии в России содержались почти исключительно на общественные и частные средства. Отныне уже не только Высочайшее покровительство, а общественные силы во многом определяли судьбы женского образования в России. Предметы преподавания делились на обязательные и необязательные. К обязательным в трехклассных гимназиях относились: Закон Божий, русский язык, русская история и география, арифметика, чистописание, рукоделие. В курсе женских гимназий, кроме вышеперечисленных предметов, обязательны были основания геометрии, география, история, а также "главнейшие понятия по естественной истории и физике с присовокуплением сведений, относящихся к домашнему хозяйстве и гигиене", чистописание, рукоделие, гимнастика.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1607
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 53
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Образовательный потенциал Российской Империи.

Сообщение автор Мамонт в Ср Май 22, 2013 2:08 pm

31 августа 1803 г. вышел указ Военной Коллегии и Военного Министерства «О предоставлении Черноморского войска к производству в хорунжие грамоте умеющих». При всех «доблестях и достоинствах» неграмотные казаки не могли получить офицерского чина. Для укрепления дворянского сословия армейскими чинами жаловали лишь богатых, грамотных и преданных царскому правительству старшин (Шевченко Г.Н. Черноморское казачество в конце ХVIII – первой половине ХIХ века. – Краснодар, 1993. С. 28.).
От полковых и линейных командиров требовалось знание «грамоты в такой степени, чтобы могли представлять начальству письменные донесения о команде им порученной, делать сношение по службе, вести приход и расход провианта, денег и вещей и отдавать положенный отчет» (ГАКК. Ф. 670. Оп. 2. Д. 22. Л. 226.). Для получения офицерского чина надо было сдать экзамены. «Производящий испытание предлагал экзаменующемуся для чтения в присутствии своём печатную книгу и потом четкою рукою написанную рукопись. Если держащий испытание мог читать оную понятно и без замедления, то почитался в чтении твердым».
По чистописанию требовалось переписать около страницы из книги или рукописи без многих грубых ошибок, письмоводству – ясно и правильно излагать в письме свои мысли. Знание счетоводства заключалось в том, чтобы «некоторую сумму и некоторое количество провианта записать в приход, затем якобы изъять и записать в расход». Кроме того, армейские чины сдавали экзамены по выправке, ружейным приёмам, стрельбе в цель, ротному, батальонному и стрелковому учениям, гарнизонной службе (ГАКК. Ф. 670. Оп. 2. Д. 22. Л. 226-об.–227.).
Важным законодательным актом в сфере народного образования стал университетский устав, утверждённый 5 ноября 1804 г. В его основе – принципы бессословности и бесплатности обучения, единство всех ступеней образования (Колягин М.Ю., Савина О.А., Тарасова О.В. Организация народного образования в России (первая половина ХIХ в.) // Начальная школа. 2004. № 4. С. 120.). Вместо отставных военных, ранее назначаемых директорами учебных заведений, университеты стали готовить руководителей средних и низших учебных заведений. Впервые в России вводилась государственная система преемственно связанных между собой учебных заведений, появились единые планы. Каждое нижестоящее заведение готовило к поступлению в последующее. В губернских городах открывались четырёхклассные училища, приближающиеся по своему типу к средней школе.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1607
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 53
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Образовательный потенциал Российской Империи.

Сообщение автор Мамонт в Ср Май 22, 2013 3:24 pm

Отличительной чертой русских ученых является широта научных интересов и универсализм знаний, целостное восприятие картины мира, охват исследуемого предмета целиком и глубина проникновения в него, высокое качество проводимых исследований в сочетании с относительно скромными затратами на их проведение, самостоятельное изготовление оригинальных лабораторных приборов, активное участие в образовательном процессе.
Затрагивая тему об особенностях и достижениях русской научной школы, нельзя не сказать о вкладе системы народного образования в достижения Государства Российского в области науки и техники. Именно образованием, которое давала русская национальная школа, объясняются успехи русских ученых.
В Царской России система народного образования имела статус государственной службы, а учителя были государственными служащими, причем высокооплачиваемыми. Минимальная зарплата учителя в 1912 г. составляла 1600 руб. в год (более 25000 долл. США по нынешнему курсу). Рядовой профессор университета имел чин генерал-майора.
Каждый преподаватель классической гимназии должен был знать не менее трех иностранных языков, опять же кроме латыни и древнегреческого, а каждый выпускник - не менее двух иностранных языков, кроме латыни и древнегреческого. Учителя в народе уважительно называли барином, а студентов - господами.
Учащиеся в России воспитывались в духе Православия, основным изучаемым предметом наравне с математикой был Закон Божий. Поэтому, по меткому выражению И.А. Ильина, представители инославных конфессий также получали Дары Божьи, а принявшие Православие получали их в полной мере.
Образование в России всегда ценилось. Темпы роста затрат на образование с 1906 по 1914 гг. были выше темпов роста затрат на оборону. В 1908 г. в ряде губерний России было введено обязательное начальное бесплатное образование, а к 1921 г. планировалось сделать его всеобщим на всей территории страны.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1607
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 53
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Образовательный потенциал Российской Империи.

Сообщение автор Мамонт в Чт Май 23, 2013 11:19 am

Воскресные и вечерние школы в России собственно. До 1856 года такие школы существовали лишь в Остзейских губерниях. Во все царствование императора Николая I было дано разрешение на устройство трех В. школ: в Валке, Везенберге и Вейсенштейне. Остзейские В. школы были такие "училища, в которых ученики ремесленников" могли "в воскресные дни приобрести необходимые для них начальные познания в законе Божием, чтении, письме и арифметике". С конца 1850-х годов начинается движение в пользу учреждения В. школ. При доброжелательном отношении и содействии правительства, главное участие в этом движении приняла учащаяся молодежь, военные, а также лица других общественных положений. Как кажется, первое ходатайство об устройстве В. школ принадлежит с.-петербургской ремесленной управе. В 1858 г. тогдашний секретарь управы Столбин составил "проект устава для ремесленных В. школ". Хлопоты ремесленной управы, однако, не привели ни к каким результатами. Одновременно с ходатайством управы хлопотала о разрешении устроить у себя на дому В. школу для бедных девочек дочь действительного статского советника Мария Шпилевская. Ею и была открыта у себя на дому первая В. школа в С.-Петербурге (в Измайловском полку), в апреле 1859 г. М. Шпилевская по будням занималась частными уроками, а по воскресным дням обучала бедных девочек грамоте, письму, арифметике и рукоделию. Школу эту Шпилевская вела одна, без всякой посторонней помощи. 11 октября 1859 г. была открыта В. школа кружком студентов киевского университета, где попечителем учебного округа был в то время Н. И. Пирогов. Общий надзор за ходом учения и за делом преподавания был поручен профессору П. В. Павлову. Н. И. Пирогов оказывал В. школам свое содействие (см. сочинения Пирогова, т. II), посещал школы и даже принимал участие в преподавании. 25 октября 1859 г. возникла в Киеве вторая В. школа. При открытии первой пришли учиться до 50 человек, второй - 34 человека; вскоре число занимавшихся повысилось до 110 и даже 148 человек; большинство записавшихся в обеих школах принадлежали к помещичьим крестьянам, мещанам и кантонистам. Основание В. школ сразу встретило в рабочем населении полное сочувствие. Ободренные успехом, киевские студенты вошли в сношение со студентами университетов и иных высших учебных заведений в других городах. Начали устраиваться В. школы в Могилеве, Одессе (5 В. школ), Оренбурге, Чернигове, Харькове, Казани, Нежине, Архангельске, Елисаветграде, Рязани. Начальства высших учебных заведений оказывали студентам содействие в устройстве В. школ. Из циркуляра министерства внутренних дел (от 22 марта 1860 г. к начальникам губерний) видно, что занятия в таких школах, например в архангельской, шли по воскресеньям, после ранней обедни; учащиеся обучались грамоте, закону Божию, арифметике, и в некоторых школах черчению и основным познаниям в ремеслах; кроме того, "учеников занимали воскресным чтением"; помещение для школ отводилось бесплатное в городских училищах и др. казенных и общественных зданиях; преподавателям не было определено никакой платы.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1607
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 53
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Образовательный потенциал Российской Империи.

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения