Этот волшебник ритм

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Этот волшебник ритм

Сообщение автор Мамонт в Сб Янв 18, 2014 11:39 pm

Ритм — это форма и способ существования мира вообще, поскольку ритмическое начало проявляется и в природе, и в любой человеческой деятельности. Вся наша жизнь состоит из ритмов: капли дождя, тиканье часов, чередование рассветов и закатов, дней и ночей, времен года, лет, столетий... И жизнедеятельность человека регулируется ритмическими законами, мы ритмично дышим, сердце всю жизнь отстукивает свой собственный ритм.

В последнее время логопеды и педагоги по музыке стали обращать внимание на возросшее количество детей, для которых становится большой проблемой не только пение, но и повторение простейших танцевальных движений под музыку или участие в так называемом «шумовом оркестре». Если вы заметили, что ребенок не умеет маршировать или равномерно отстукивать рукой простой двудольный ритм на любом ударном музыкальном инструменте, будь то барабан, бубен, маракасы или треугольник, то самой важной задачей является пробуждение и закрепление у него элементарного чувства ритма.

Нетрудно установить существование зависимой связи между музыкальным ритмом и речью. Ритм является универсальной внешней опорой, организующей движение при любом из его нарушений. Общая ритмика способствует способности двигаться максимально приближенно к норме, которая служит базисом для более тонких речевых движений, но имеющих тот же алгоритм реализации. У детей, имеющих ритмические расстройства, наблюдаются сложные речевые нарушения, так как ритм речи зависит от ритма дыхания. В педагогике взаимосвязь речи и музыкального искусства находит свое применение в виде создания новых дидактических концепций на основе интеграции музыки и учебных предметов.

Ритм является основой правильного формирования речи и ее восприятия. Умение верно воспроизводить разнообразные ритмы способствует точному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (словообразование и словоизменение). Кстати, выучить стихи для таких детей тоже становится проблемой, ведь стихи — это речь, подчиненная ритмическим законам, а именно они, эти законы, и недоступны для понимания такими детьми.

По данным генезиса чувства ритма, усвоение детьми ритмической системы должно осуществляться в следующей последовательности: воспитание темпа — развитие метрических отношений — усвоение ритмического рисунка. Ориентировку на ритм движений и переключение с одного ритма на другой педагог формирует в процессе занятий по слуховому, зрительному и тактильному восприятию (с опорой на графическую модель): «повтори за мной», «выложи, постучи, похлопай, потопай так, как я». Совместно с ребенком отрабатываются:

— ритмы повтора (/ / / или // // //);

— ритмы чередования (/ ////// / //////, / / / /, // // // //);

— ритмы противопоставления (/ // / //, // / // /, // / / / /, / // / //).

Такие упражнения помогают воспитывать речевую точность, четкость, плавность и дифференцированность, корректировать недостатки речевой сферы, формировать речевой ритм, целостное восприятие пространства
и времени, зрительно-двигательные координации, эмоционально-волевую сферу.

Помочь ребенку поймать, почувствовать ритм можно, во-первых,
с помощью введения внешних опор (слухо-зрительные подкрепления): разметка следов на полу — для ритмичного шага; звуки метронома — для ритмичного проговаривания или игры на музыкальных инструментах; механические игрушки — клоуны, зайцы, мишки, играющие на тарелках или барабанах и др. Огромное значение имеют музыкальные или логоритмические занятия, сначала с движениями, а потом с различными вокализациями и проговариванием слов под музыку (декламация).

Второй этап — это деление слов на слоги (хлопками, шагами, выкладыванием пуговиц или полосок и т. д.), при соблюдении дидактического принципа — от простого к сложному: от простого двусложного слова
с открытым слогом (ра-ма, То-ма, со-ва) двигаемся к трех-, четырехсложному с открытым или закрытым слогом и со стечением согласных (пи-ра-ми-да, экс-ка-ва-тор и т. д.). От слов переходим в фразам с такими же
зрительно-тактильными опорами. Детям раннего возраста можно предложить рассказывать вместе хорошо знакомые стихи, когда взрослый начинает, а ребенок заканчивает слово: Идет бы… ка… , взды… на хо… , вот дос… кон… . Сей… я упа… .

Или: На… Та… гро… пла… , уро… в ре… мя… .

Прекрасными в этом отношении являются стихи наших детских писателей А. Барто, Е. Благининой, С. Михалкова, К. Чуковского и др., а также русские народные сказки «Курочка-ряба», «Репка», «Колобок» с их ритмично повторяющимися словами: «…бил, бил не разбил…», «…тянут-потянут, вытянуть не могут…» и т. д. Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить придумать окончание стихотворных строк, потешек, чистоговорок. Например: Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на … (дубу).

Волшебная сила ритма позволяет людям говорить, читать и писать без усилия и напряжения. Ритм речи имеет сложную, многоуровневую организацию, прежде всего можно говорить о слоговом, словесном, синтагменном ритмах. Речевая ритмичность проявляется не только в стихосложении, художественная проза также ритмична, и любое целостное произведение строится по принципу связности и членения своих частей. Для осознания смысла произведения необходимо воспринимать его ритм. Хотелось бы уберечь от ошибки тех, для кого быстрота чтения (темп), является показателем овладения этим навыком. Погоня за темпом может сыграть отрицательную роль для многих детей с нарушенным чувством ритма, так как смысл прочитанного окажется для них недоступным.

Не скорректированные подобные нарушения в дошкольном возрасте, приводят к большому количеству нарушений чтения и письма в школе,
и не только в младших классах, но, как выяснилось в последнее время,
и в старших. Московские ученые бьют тревогу: 50—60 % старшеклассников неграмотно пишут. Что же можно сделать? Как помочь научить подростков писать грамотно? И здесь на помощь может прийти «волшебник ритм». Т. Г. Визель в учебнике «Основы нейропсихологии» предлагает эффективный метод прочитывания предложений с ритмом, т. е. с делением слов на слоги и равномерным произношением их в орфографическом варианте, — так, как они пишутся… Как показала практика, такой метод позволяет запомнить орфограммы в обход их понятийной обусловленности. Этот метод включает в себя следующие виды работ:

1. Читать любое предложение в орфографическом варианте по слогам и в ритме, который отхлопывает свободной рукой (или ногой) сам ученик или педагог; записать это предложение по памяти, проговаривая его точно так же (т. е. орфографически); сравнить с образцом, исправить ошибки, если они есть.

2. Читать одну страницу любого текста в орфографическом варианте по слогам в ритме, который отхлопывает рукой или ногой ученик или педагог, часть предложений написать: педагог выбирает любое предложение и зачитывает его без слогового и ритмического проговаривания, а ученик должен повторить предложение орфографически с ритмом,
а затем записать его; проверить ошибки без зрительной опоры на образец, если ошибки есть, а ученик их не нашел, то с опорой.

3. Читать текст один (орфографически и с ритмом), а предложения
записывать из другого текста (по выбору педагога).

Конечно, развитие чувства ритма — это не панацея, но практика показывает, что своевременные занятия могут в значительной мере предупредить или исправить недостатки письма и чтения не только у детей, но и у взрослых.

О. Е. Гаврилова
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1607
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 53
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения