Каллиграфия в орнаменте

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Каллиграфия в орнаменте

Сообщение автор Мамонт в Чт Мар 14, 2013 1:35 pm

В отличие от христианства, ислам никогда не допускал возможности внешнего сходства Бога с человеком или каким-либо другим земным существом, поэтому изобразительное искусство оказалось исключенным из религиозной жизни мусульманина, оставаясь достоянием светской культуры. Хотя Коран напрямую не запрещал изображать людей и животных, в хадисах говорилось, что Мухаммад порицал подобные вещи. Придавая изображению реальную форму, человек тем самым как бы оспаривал у Бога его исключительное право на творчество, нарушая главнейшее положение ислама: “Нет Бога, кроме Аллаха…”
Художник, не смея уподоблять свои изображения Божьим творениям, не стремился воспроизводить земную реальность. Мусульманин воспринимал земной мир как иллюзию мира подлинного, сокрытого от глаз смертных. Этот совершенный мир истинной красоты следовало постигать умозрительно, разумом, через цепь отвлеченных понятий и ассоциаций, вызываемых чтением Корана, произнесением молитв, начертанием и созерцанием священных надписей с цитатами из Корана, хадисами, именами Аллаха, Мухаммада и праведных халифов.

Не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или графического символа, стало главным носителем религиозной идеи ислама.

Священное слово Корана, начертанное на входах–порталах и стенах зданий, написанное на переплетах и страницах рукописей, включенное в узоры на тканях, коврах, изделиях из керамики, стекла или металла, вплетенное в орнаменты на фонтанах и надгробиях, сопровождало мусульманина всю жизнь. Это слово вмещало в себя целый мир духовных переживаний верующего, давало ему подлинное эстетическое наслаждение. Каллиграфия и орнамент – декоративные формы воплощения представлений о бесконечном многообразии и красоте сотворенного Аллахом мира – стали основой художественного творчества мусульман.

В одном из хадисов Мухаммад говорит: “Письмо – половина знания”. В средневековой культуре мусульманских стран степень овладения “красотой письма” (каллиграфией) стала показателем образованности, интеллектуального и духовного развития личности. В основе арабской каллиграфии лежит принцип подчинения написанного слова логике ясного, размеренного, ритмичного чтения Корана.

Арабская каллиграфия знает огромное количество разных почерков. Ранний почерк – куфи, тяготевший к прямолинейным, геометризованным формам букв, господствовал вплоть до XII в. и был канонизирован как почерк, которым пишутся заглавия сур Корана. В конце VIII–IX вв. среди переписчиков книг приобрел популярность почерк насх (”переписка”). Позднее он вошел в число шести стилей классического арабского письма, наряду с другими пятью почерками. Мухаккак (”правильный”) отличался выразительностью четких букв, а райхани (”базиликовый”) – изысканностью, которую сравнивали с нежным ароматом цветущего базилика. У торжественного сульса (”одна треть”) криволинейные и прямолинейные элементы соотносились в пропорции 1:3. Тауки (”указ”) был более убористым, а рика – самым скорописным из всех почерков.

В основе шести стилей письма лежала система “уставного письма” – хатт мансуб, изобретенная багдадским каллиграфом Ибн Муклой (886–940). Это система пропорций, определяющих соотношение вертикальных и горизонтальных элементов букв, а также количества букв в слове и строке. На основе классических арабских почерков персидские каллиграфы разработали новые стили – талик и насталик, которые, в свою очередь, дали жизнь множеству декоративных изысканных почерков. В Иране, Турции и Азербайджане в XV–XVII вв. распространился особый жанр каллиграфии – кита: миниатюрная картина, представляющая образец одного или нескольких почерков. Орудием письма служило тростниковое перо (калам), способ очинки которого зависел от выбранного стиля и традиций школы. Автор трактата XIV в. писал: “Калам очиняется косо, и знай: кончик калама должен соответствовать длине фаланги большого пальца, но багдадские писцы очиняют его по длине ногтя…”. Материалами для письма служили папирус, пергамент и бумага, производство которой было налажено в 60–е гг. VIII в. в Самарканде (Средняя Азия), а начиная с X в. – и в некоторых других городах мусульманского мира. Листы покрывали крахмальным клейстером и полировали хрустальным яйцом, что делало бумагу плотной и долговечной, а нанесенные цветными чернилами буквы и узоры – яркими и блестящими.

В арабском искусстве получил яркое воплощение свойственный художественному мышлению средневековья принцип декоративности, породивший богатейший орнамент, особый в каждой из областей арабского мира, но связанный общими закономерностями развития.

Арабеска, восходящая к античным мотивам, – это созданный арабами новый тип узора, в котором математическая строгость построения сочетается со свободной художественной фантазией.

Орнамент и каллиграфия, широко применявшиеся в архитектурном декоре (резьба по камню, дереву, стуку), характерны и для прикладного искусства, достигшего высокого расцвета и особенно полно выразившего декоративную специфику арабского художественного творчества.

Большого развития достигли керамика и ювелирное дело. Если иметь в виду наиболее характерные типы арабских керамических изделий, то художественную керамику придется отнести к более позднему периоду. Уже после падения халифата широкую известность приобрели глиняные блюда и кувшины с характерным металлическим блеском, которые изготовлялись в различных пунктах, и особенно в Валенсии и на Майорке (отсюда название майолики, данное этим изделиям).

Искусство выделки оружия арабы застали в самом разгаре. Дамасская сталь уже была широко известна в то время во всем мире, и арабам с присущей их азиатскому воображению фантазией стоило лишь позаботиться о внешнем виде оружия. Наведение узоров на стали (дамасскирование), увеличило ценность оружия во много раз.

Тончайшими чеканкой, гравировкой и инкрустацией из серебра и золота украшены художественные изделия из бронзы (чаши, кувшины, курильницы и другие предметы утвари); особенным мастерством отличаются изделия 12–14 вв. г. Мосула в Ираке и некоторых ремесленных центров Сирии.

Мировой известностью пользовались также арабские узорные шёлковые ткани – сирийские, египетские, мавританские; изготовлялись арабами и ворсовые ковры.

Искусство в странах ислама развивалось, сложно взаимодействуя с религией. Мечети, а также священная книга Коран украшались геометрическим, растительным и эпиграфическим узором.

Любимым цветом арабов был красный – это был цвет женщин, детей и радости; белый, черный и фиолетовый считались как цвета траура, зеленый означал исключительный престиж. Серый цвет презирали.

В мусульманском искусстве выделяют два вида орнамента: геометрический – “гирих” и растительный – “ислими”. Как правило они употребляются порознь. Но могут быть использованы вместе.

“Гирих” – в переводе с арабского означает “узел”. Строится гирих на “сетках”, образующих “узлы”. Все построение его сводится к нахождению основной фигуры и ее точного местонахождения на “сетке”. Иногда одна орнаментальная сетка как бы накладывается на другую. В основе построения гириха чаще всего лежит геометрия круга, правильное его деление на части, с помощью которых производится построение квадрата, прямоугольника, многоугольника. Иначе говоря, гирих создается с помощью циркуля и линейки.

В композиции гириха соседствуют и соперничают между собой десятки разнообразных геометрических орнаментов, полученных от многократного наложения многоугольников друг на друга, многоугольников на круг, и т. п. Любой гирих выверен математически, построен согласно рациональному порядку, который дает возможность создать орнамент из одного бесконечно и механически повторяемого раппорта.

Орнамент, применявшийся арабами и именуемый обычно арабесками, состоял из сложно переплетающихся в виде сетки декоративных мотивов геометрического и стилизованного растительного характера, дополненных надписями, выполненными канонизированными шрифтами: “куфическим”, прямоугольными буквами арабского письма и “насх” (скорописным почерком). Отдельные элементы растительного узора служили для заполнения фона орнамента из геометрических фигур, а также для решения более самостоятельных задач.

В так называемом “цветочном стиле” философы средневекового Востока видели возможность, пусть даже в сказочной, “неземной” форме, выражать мечты человечества о покое, красоте, счастье.

На рубеже между растительными и геометрическими орнаментами стоят некоторые фигуры: медальоны. Розетки, фигурные арочки, мадохили, каймы.

Кроме них, арабский орнамент использовал и другие мотивы: зооморфные, мифологические (крылатые животные), астральные (луна, солнце, звезды), животный эпос древности, сцены охоты, священное древо жизни.

jeffstride.net

avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1607
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 53
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Каллиграфия в орнаменте

Сообщение автор Мамонт в Ср Мар 20, 2013 10:50 am

Орнамент — это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он... представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них — цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции — ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика — в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа...»
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1607
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 53
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Каллиграфия в орнаменте

Сообщение автор Мамонт в Ср Мар 20, 2013 10:55 am

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

ВЯЗЬ – особый декоративный вид письма, связывающий строку в один непрерывный орнамент в стиле арабесок.

Употребляется с 15 в. главным образом для выделения заглавий, иногда – для утилитарных целей (например, первые шрифтовые экслибрисы, почти на столетие опередившие появление книжных знаков в западной Европе). Вязь также использовалась для сокращения длины заголовков или же для сознательного затруднения чтения (т.е. как тайнопись). Встречается также в надписях на посуде, колоколах, а также вышитой на тканях. Изредка вязью писались пространные тексты, а не только заголовки.

Вязь очень компактна и не терпит свободного пространства, которое равномерно стремится заполнится дополнительными украшениями. Направление букв в строке сбивается с горизонтального на вертикальное (как правило, первым читается буква, расположенная сверху слева).

Вязь зародилась в Византии с 11 в., откуда в 13 в. перешла в Болгарию и Сербию и в 14 в. объявилась на Руси. Древнейший пример на Руси – Стихарь 1380. В 15 в. главными центрами распространения вязи были Троице-Сергиевская лавра, Новгород и Псков. В 16 в.славится своей вязью школа, которой руководил митрополит Макарий времен Ивана Грозного. Византийская вязь имела две разновидности: растительную (где буквы принимали форму растительных узоров; стиль арабески) и геометрическую (стиль морески), в которой буквы принимали очертания геометрических фигур, как бы отображая возростающую роль государства. Буквы вытягиваются, словно готические соборы. Последняя разновидность вязи преобладала в Московском княжестве, а первая – в Западной Руси (например, на Украине).

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1607
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 53
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Каллиграфия в орнаменте

Сообщение автор Мамонт в Ср Мар 20, 2013 11:29 am

Символ столь же древен, как человеческое сознание». Символ - это одно из центральных понятий философии, эстетики, филологии, без него невозможно построить ни теорию языка, ни теорию познания . Несмотря на иллюзию общепонятности, понятие символа является одним из самых туманных и противоречивых. Символ имеет более чем двухтысячелетнюю историю осмысления. Также символ является еще и особой коммуникационной моделью, интегрирующей индивидуальные сознания в единое смысловое пространство культуры.
В символе смыслом является ценность. Значения любых других знаков относятся либо к вещам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни (понятия, представления, чувства и т.п.). Значение символов указывает на значимость, ценность этих явлений как для отдельного человека (индивидуальные символы), так и для малых и больших групп людей,
народов, человечества в целом.
Ценностный характер значения символов отличает его от всех других видов знаков - от условных знаков, знаков-указателей, эмблематических знаков (или эмблем), от изобразительных (иконических) знаков, или изображений, от аллегорических знаковых структур и др. Все эти знаки, функционируя в своем прямом назначении, несут информацию понятийного, смыслового, но не ценностного характера. В тех же случаях, когда они используются для выражения ценности, они приобретают символическое значение. Ценностное значение символа – это нерасторжимый сплав интеллектуального, идейного начала и эмоциональной оценки. Идея и чувство в символе носят обобщенный характер. Они выступают в качестве конструктивного принципа, закона, определяющего бесконечное множество частного проявления символического содержания.
Одна из разновидностей символов - орнамент. Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище и предметы быта различными орнаментами. Это были не просто рисунки, а магические символы, которые должны были защищать их обладателей от нечистой силы.
История орнамента имеет давнюю историю. Для русского орнамента переломным моментом послужил конец X века, когда на Руси стала распространяться византийская культура, которая отразилась, в первую очередь, на архитектуре, языке и орнаменте. Даже само слово «орнамент» латинского
происхождения и переводится как «украшение». В XII веке в древнерусский орнамент стали проникать элементы, характерные для итальянских, персидских, индийских, а во время татаро-монгольского нашествия и монгольских орнаментов. Смешение всех этих стилей в XVI-XVII веках породило особенный, характерный только для русского народа, орнаментальный стиль.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1607
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 53
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Каллиграфия в орнаменте

Сообщение автор Мамонт в Пт Мар 22, 2013 12:07 pm

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
«[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]» на [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1607
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 53
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Каллиграфия в орнаменте

Сообщение автор Мамонт в Пн Апр 08, 2013 10:01 pm

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1607
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 53
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Каллиграфия в орнаменте

Сообщение автор Мамонт в Вт Апр 09, 2013 9:55 pm

ОРНАМЕНТ (лат. Ornamentum — "снаряжение, вооружение" от Ornare — "вооружать, оснащать, снабжать необходимым") — отвлеченный тип изображения, узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.

Как и декор, орнамент относится к роду композиции, основной художественный смысл которой состоит во взаимодействии с окружающей средой: декорируемой поверхностью, объемом, массой. Иными словами, орнамент возникает из необходимости согласования изобразительных форм с особыми условиями их существования на поверхности какого-либо изделия. Мастер, художник вынужден соотносить, осмыслять возникающие при этом композиционные связи, преображать отдельные элементы изображения и их собственные, внутренние связи по отношению к формату, качествам объемности или плоскостности, открытости или закрытости, тональности, фактуры, текстуры, материальности декорируемой поверхности. Для этого используют три основных метода преображения формы: абстрагирование (отвлечение от конкретной пространственной и свето-воздушной среды), геометризацию и стилизацию (подчинение характера изображения структуре декорируемого изделия). Однако в отличие от декора орнамент, прежде всего по причине значительной степени абстрагированности, имеет в общей композиции художественного произведения не идеологический смысл, а формальное значение.

Декор связан с общей композицией изделия более сложно; декорирование означает не согласование или приспособление, а, скорее, противоборство, активное взаимодействие. В одних случаях декор "подчиняет" себе форму изделия, в иных возникает неустойчивое равновесие. Декоративное изображение, будь то роспись вазы, мозаика, фреска, витраж, плафон, чем более развертывается в пространстве, тем сложнее становится, тем сильнее стремится вырваться за ограничивающие его пределы (в содержательном и формальном смысле). Так, Микеланжело, расписывая плафон Сикстинской капеллы в Ватикане (1508—1512), т. е. решая поставленные перед ним декоративные задачи, зрительно "разрушил" архитектуру, поскольку его грандиозный замысел не мог вписаться в отведенные границы.

Декоративная композиция меняет, преображает окружающее пространство, придает ему иной вид и смысл. Не случайно даже в камерной античной вазописи древнегреческие мастера заключали декоративные изображения в орнаментальные обрамления, поскольку их композиция, форма и мифологический сюжет с трудом согласуются с конструкцией и формой вазы, они стремятся вырваться из тесных пределов замкнутого объема сосуда.

Орнамент, напротив, тяготеет к обрамляющей функции, он легко соединяется с любым сложным объемом, подчеркивает его пропорциональные членения и конструктивные узлы. Французский поэт П. Валери остроумно заметил, что "орнаментальная концепция так же относится к отдельным искусствам, как математика — к остальным наукам".

По концепции К. Г. Юнга, орнаментальные, предельно абстрагированные формы "уходят в темные глубины коллективного бессознательного", они представляют собой априорно (лат. a priori — "до опыта") существующие, независимо от индивидуального сознания, геометрические символы: крест, круг, круг и квадрат.

Согласно теории Алоиза Ригля (1858—1905), выдающегося австрийского историка и основоположника "формального метода" изучения искусства, в орнаменте в наиболее "чистом виде" проявляется "художественная воля" (Kunstwollen), интуитивное стремление человека к стилю, оформлению жизни, упорядочиванию зрительных образов. Именно орнамент, в теории Ригля, определяет развитие художественных стилей во всех прочих видах искусства. В 1893 г. Ригль опубликовал свой главный труд — "Проблемы стиля. Основные положения к истории орнамента" («Stilfragen. Grundlegunden zu einer Geschichte der Ornamentik"). Исторически первый стиль, по Риглю, — геометрический, основанный на природных закономерностях симметрии и ритма, и поэтому он практически одинаков на ранних, архаических стадиях развития любых этнических культур. Следующий этап — "геральдический стиль" (Wappenstil), в котором достигает абсолюта принцип геометризации и зеркальной симметрии. Далее возникает растительный орнамент. Арабеска выявляет "связующие", пластические элементы. Классические воплощения таких связующих элементов мы находим в искусстве древних греков — в меандре, пальметтах.

Отчасти развивая "этническую теорию" А. Ригля, О. Шпенглера, русский мыслитель Л. Н. Гумилев предложил "обратную" схему развития: от геометрических, абстрактных символов к сложным изобразительным композициям. В его терминологии, на уровне этноса создается орнамент, на уровне суперэтноса — сакральные (священные) изображения, а в индивидуальном творчестве художника — неповторимые композиции.

Кардинальный вопрос: какие формы появились в истории искусства раньше — геометрические символы (по Юнгу, априорно существующие) или конкретные изображения, последовательным абстрагированием которых создавались такие символы, до настоящего времени остается нерешенным.
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1607
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 53
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Каллиграфия в орнаменте

Сообщение автор Мамонт в Вт Апр 09, 2013 10:06 pm

Вышивка с древних времен имела магическое значение – это не просто украшение ткани и одежды. Каждый элемент орнамента, каждый крестик имел свое особое значение. Человек пытался привлечь добрые силы и защититься от злых с помощью творчества.

Орнамент – это своеобразное геометрическое заклинание. И это тоже имело свой смысл. Дело в том, что геометрические линии орнамента имеют особую вибрацию и влияют на человека и окружающий мир особым образом.

В культурах Индии и Китая до сих пор существует методика воздействия символических геометрических рисунков на человека. Эти рисунки называют янтрами и мандалами. Их действие проверено веками успешной работы с психическим и физическим состоянием человека. С помощью мандал возможно вернуться к своему внутреннему центру, к своему источнику энергии.

Мандалы приносят очень хорошие результаты и в психотерапевтической работе с группой, что отмечал в своих работах психолог Г. Юнг (об это в книге К.Г. Юнга. «Архетип и символ»). По Юнгу мандалы представляют собой целостность ума и охватывают как сознание, так и подсознание, они являются отражением человеческой души и с них начинается процесс познания собственного «я».

И в рисунке и в вышивке нашими предками применялся один значимый прием – если уподобить одну вещь другой, можно добиться желаемого результата.

Поэтому и изображали в символах желаемое.

Для удачной охоты изображали бивни животных или самих животных, которые символизировали и передавали свою силу людям. Непосредственно перед охотой некоторые племена изображали добычу символичным рисунком на песке, а затем воины пронзали эту «добычу», тем самым пытаясь воздействовать на реальный ход событий. Ромбы не только вышивались, но и рисовались прямо на теле (древняя татуировка), и тоже не для украшения, а для приобретения силы и могущества животного. Набегающие друг на друга ромбы - знак счастливой охоты, удачи, знак жизни, плодородия.

Для хорошего урожая – вышивали (рисовали, вырезали) ромб, разделенный на 4 части (это и символ Матери-земли).

Символ солнца - на вышивках обозначался в виде так называемого солярного знака. Славяне верили, что стилизованные изображения Солнца оберегают от несчастья. Солярные знаки, вышитые на одежде, играли роль магических оберегов. Существовали десятки различных вариантов изображения солярного знака, но все они являлись символами благополучия.

Крест – это преграда, предотвращение зла. Так же крест символизировал человека, а ряд из крестиков – целое поколение.

Символические геометрические знаки очень тщательно отбиралась и сохранялись и передавались новому поколению. А передача знаний о действии того или иного орнамента прибавляло ему силу.

В настоящее время ясно трактуются совсем небольшое количество символов. Большинство из орнаментов имеют исключительно прикладное значение украшения.

Но некоторые приемы и техники для достижения своих целей можем использовать и мы с вами. Тем более, что последние знания современной науки позволяют объяснить многие «странные» для нас «волшебные» приемы, которые были на вооружении у наших предков много-много лет назад!

avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1607
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 53
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Каллиграфия в орнаменте

Сообщение автор Мамонт в Вт Апр 09, 2013 10:21 pm

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1607
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 53
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forumy.tv

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Каллиграфия в орнаменте

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения